Блок 1. Мир праздников
Блок 2. Мир для всех
Блок 3. Мир профессий
Блок 4. Мир города

Александр Галич «Я выбираю свободу» (отрывки)

1.

Сердце мое заштопано,

В серой пыли виски,

Но я выбираю Свободу,

И - свистите во все свистки!

<…>

Я выбираю Свободу,

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю свободу

Быть просто самим собой.


И это моя Свобода,

Нужны ли слова ясней?!

И это моя забота -

Как мне поладить с ней!


Но слаще, чем ваши байки,

Мне гордость моей беды,

Свобода казенной пайки,

Свобода глотка воды.

<…>

2.

Брест и Унгены заперты,

Дозоры и там, и тут,

И все меня ждут на Западе,

Но только напрасно ждут!


Я выбираю Свободу,

Я пью с ней нынче на "ты".

Я выбираю свободу

Норильска и Воркуты,


Где вновь огородной тяпкой

Над всходами пляшет кнут,

Где пулею или тряпкой

Однажды мне рот заткнут.


Но славно звенит дорога,

И каждый приют, как храм.

А пуля весит немного -

Не больше, чем восемь грамм.


Я выбираю Свободу,

Пускай груба и ряба,

А вы - валяйте, по капле

Выдавливайте раба!


По капле и есть по капле -  

Пользительно и хитро,

По капле - это на Капри,

А нам - подставляй ведро!


А нам - подставляй корыто,

И встанем во всей красе!

Не тайно, не шито-крыто,

А чтоб любовались все!


Я выбираю Свободу,

И знайте, не я один!

...И мне говорит "свобода":

«Ну что ж, - говорит, - одевайтесь,

И пройдемте-ка, гражданин».

1970 г.


Всеобщая Декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. (выдержки из сокращенной версии)1

  • Мы все свободны и имеем равные права. Мы все рождены свободными. Каждый из нас имеет собственные мысли и идеи. Отношение к нам не должно быть предвзятым.

  • Право на жизнь. У каждого из нас есть право на свободную и безопасную жизнь.

  • Свобода передвижения. Каждый из нас имеет право идти или ехать туда, куда хочет в своей стране и путешествовать как нам угодно.

  • Свобода мысли. Каждый из нас имеет право верить в то, во что хочет, иметь религию и при желании менять её.

  • Свобода говорить то, что мы хотим. Каждый из нас имеет право придерживаться собственных убеждений, думать то, что мы хотим, говорить то, что мы думаем, и делиться нашими идеями с другими людьми.

  • Свободный и справедливый мир. В мире должен быть порядок, при котором каждый из нас мог бы пользоваться правами и свободами в своей стране и во всем мире.

  • Наши обязанности. Мы имеем обязанности перед другими людьми, и мы должны защищать их права и свободы.

  • Никто не может отнять у нас эти права и свободы.

Цитаты из статьи А. Д. Сахарова

"Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (1968).2

  • Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли - <…> единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре.

  • Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор. Однако существуют и очень серьезные косвенные, лишь немногим более отдаленные опасности. Одна из этих опасностей - оболванивание человека <…> "массовой культурой" <…> с упором на развлекательность или утилитарность …


Диссиденты в СССР

Диссиденты в СССР (от лат. «несогласные») - термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью.

Историю диссидентской активности принято вести от «дела» А. Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Арест в 1965 г. двух московских литераторов за публикацию на Западе своих произведений и суд над ними вызвали первую широкую кампанию общественного протеста. Протестующие требовали соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией СССР. К московским активистам протестного движения хлынул поток сообщений о самых разнообразных случаях нарушения этих прав. По этим материалам начал издаваться специальный машинописный информационный бюллетень — «Хроника текущих событий» (1-й выпуск «Хроники» датирован 30 апреля 1968, последний, 64-й — октябрем 1983). С возникновением «Хроники» акции протеста быстро приобрели черты общественного правозащитного движения.

Вскоре после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., обязавшего европейские государства охранять права и свободы человека, физик Ю. Ф. Орлов организует Общественную группу содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР (Московская хельсинкская группа, май 1976 г.), положив начало новому этапу правозащитного движения. Вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе приобретает международный резонанс

Власти предпринимали серьезные усилия, чтобы прекратить рост диссидентской активности в стране. Сотни людей были подвергнуты разнообразным формам внесудебного давления (исключение из партии или комсомола, увольнение с работы и т. п.). Наиболее активных диссидентов арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения; некоторые были отправлены на неопределенный срок в специальные психиатрические больницы. Активные диссиденты вынуждены были эмигрировать из СССР.

Деятельность советских диссидентов сыграла огромную роль в демократизации общества.3

 

Андрей Дмитриевич Сахаров

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-89), российский физик и общественный деятель, академик АН СССР. Один из создателей водородной бомбы в СССР. Написал труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. С конца 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х — начала 70-х гг. один из лидеров правозащитного движения. В феврале 1967 Сахаров направил первое письмо Л. И. Брежневу в защиту четверых инакомыслящих. Ответом властей было лишение его одной из двух занимаемых должностей. В июне 1968 в иностранной печати появилась большая статья — манифест Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Публикация этой работы на Западе послужила поводом для отстранения Сахарова от секретных работ.

С 1967 по 1980 он опубликовал более 15 научных работ. В эти же годы усилилась общественная деятельность Сахарова, которая все больше расходилась с политикой официальных кругов. В ноябре 1970 г. вместе с физиками В. Чалидзе и А. Твердохлебовым организовал Комитет прав человека, который должен был воплотить принципы Всеобщей декларации прав человека. В 1971 активно выступил за свободу религии, свободу выбора страны проживания.

В 1977 г. он подписал коллективное письмо в Президиум Верховного совета СССР об амнистии и отмене смертной казни. После протеста против ввода войск в Афганистан Сахаров в январе 1980 г. был лишен всех государственных наград и сослан в г. Горький, где продолжал правозащитную деятельность. В 1975 г. получил Нобелевскую премию мира. Был возвращен из ссылки в 1986 г. В 1989 г. избран народным депутатом СССР; предложил проект новой Конституции страны. В 1988 г. Европейским парламентом учреждена Международная премия им. Андрея Сахарова за гуманитарную деятельность в области прав человека.

Сахаров состоял иностранным членом Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии и почетным доктором многих университетов Европы, Америки и Азии. Он скончался 14 декабря 1989 г., после напряженного дня работы на Съезде народных депутатов. Его сердце, как показало вскрытие, было полностью изношено. Проститься с великим человеком пришли сотни тысяч людей. Сахаров похоронен на Востряковском кладбище в Москве.4


Александр Галич

Александр Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в 1923 году семья переехала в Москву. В 1939 г. поступил в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека. В феврале 1940 г. он стал одним из авторов спектакля «Город на заре». В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра («Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш» и др.), а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».

С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре («Облака», «Поэма о Сталине», «Баллада о том, как едва не сошел с ума директор антикварного магазина № 22…» и др.). Его песни полны горечи, сарказма и сострадания к простым людям — работягам, шофёрам, бывшим узникам сталинских лагерей, чьи судьбы и человеческое достоинство ломались тоталитарным режимом. В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку, но люди передавали его песни друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим.

В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, а в 1972 г. — из Союза кинематографистов. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства. Его не принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Галич был вынужден эмигрировать, после чего все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры.5

http://lib.rus.ec/a/19218 ; http://slovari.yandex.ru /~книги/Энциклопедия%20«Москва»/Галич%20Александр%20Аркадьевич/