Группа 1. «Новогодняя сказка города. Елка как произведение искусства»
1. Познакомьтесь с праздничным убранством различных районов нашего города.
2. Рассмотрите городские елки. Отличаются ли они по размеру, материалу, декору, месту установки?
3. В каком месте города, по вашему мнению, находится самая нарядная елка? Аргументируйте свое мнение.
4. Перечитайте сказку Х. К. Андерсена «Елка». Какую серьезную проблему затронул писатель, почему она остается актуальной и в наше время?
5. Как вы думаете, искусственные или настоящие ели должны украшать дома и город?
К подведению итогов: подготовить презентацию материалов по маршруту (электронная презентация, фотовыставка, коллаж и пр.). Подготовить макет елки из бумаги.
Группа 2. «Новогодние и рождественские поздравления. О чем может рассказать праздничная открытка?»
1. Посетите книжный магазин и проведите мини-исследование ассортимента современных новогодних открыток.
2. Рассмотрите различные открытки, выделите главную особенность открытки как жанра изобразительного искусства.
3. Определите главных персонажей на открытках и атрибуты Нового года и Рождества.
4. Выделите открытки, отвечающие трем направлениям:
- современное (с использованием современных технологий: музыкальные, стереооткрытки, дизайнерские и пр.);
- традиционное (традиционный формат, персонажи и атрибуты);
- стилизованные (старинные или стилизованные под старинные открытки).
5. Что можно узнать о жизни, работе, открытиях, профессиях, идеалах страны в определенный исторический период по открыткам?
К подведению итогов: подготовить сообщение в форме стендового доклада по материалам, полученным в ходе маршрута (дополнительно можно использовать материалы семейных архивов). Подготовить трафареты для изготовления открыток с поздравлениями для одноклассников.
Группа 3. «Праздник Рождества в православной традиции»
1. Посетите Сампсониевский собор (Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 41) и познакомьтесь с его внешним видом. Сампсониевский собор является музеем-памятником, учащиеся смогут получить консультации у сотрудников музея.
2. Рассмотрите праздничное убранство храма. Какие приметы Рождества можно увидеть в храме (вертеп, праздничная икона, ветки, цветы и пр.). Чем отличается рождественское убранство храма?
3. Рассмотрите икону Деисусного ряда «Рождество Богородицы». Как на иконе отображены события новозаветной сцены рождественской ночи (сравните с текстом детской Библии). Чем отличается повествование в православной иконе от картины?
4. Найдите в интерьере храма икону Лицевые святцы и внимательно рассмотрите ее. Что на ней изображено? Что такое Святцы? Какую роль выполняли Святочные иконы у православных христиан?
5. Найдите информацию о Святках. Какое значение в жизни христиан имел этот праздник (обратитесь за консультацией, посмотрите книги, которые продаются в храме)?