Блок 1. Мир праздников
Блок 2. Мир для всех
Блок 3. Мир профессий
Блок 4. Мир города

Группа 1.

  • Познакомьтесь с основными положениями анатомической теории, разработанной М.В. Ломоносовым.

  • Соответствуют ли они современным научным представлениям? Ответ обоснуйте.

  • Используя материалы учебников и Интернета, выясните, кто из ученых занимался разработкой этой проблемы, каким образом были развиты в XIX-XX вв. идеи М. В. Ломоносова?

  • В чем, на ваш взгляд, состоит значение научной деятельности М.В. Ломоносова?

М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул, которые являются «собраниями» элементов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741) ученый дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу».

В более поздней работе он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» – партикула – «частица» или «молекула» (molecula). «Элементу» он придает современное ему значение — в смысле предела делимости тел — последней составной их части. Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М.В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчеркивает, что эти частицы чувственно неощутимы. М.В. Ломоносов указывает на различие «однородных» корпускул, то есть состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом», и «разнородных» — состоящих из различных элементов. Тела, состоящие из однородных корпускул, то есть простые тела, он называет началами.



Группа № 2.

  • Познакомьтесь с основными положениями учения о теплоте разработанного М.В. Ломоносовым.

  • Соответствуют ли они современным научным представлениям? Ответ обоснуйте.

  • Используя материалы учебников и Интернета, выясните, кто из ученых занимался разработкой этой проблемы, каким образом были развиты в XIX-XX вв. идеи М.В. Ломоносова?

  • В чем, на ваш взгляд, состоит значение научной деятельности М.В. Ломоносова?

B XVIII в. все более и более завоевывал себе господство взгляд, что «теплота, как и свет, электричество, магнетизм, - особое вещество, и все эти своеобразные вещества отличаются от обычной материи тем, что они не обладают весом, что они невесомы».

Теплота будто бы тоже вызывалась действием одной из таких невесомых жидкостей – теплорода. В 1744 г. Ломоносов написал диссертацию под названием «Размышления о причине теплоты и холода», в которой опроверг широко признанное в то время учение Роберта Бойля о том, что в горении участвует особая теплотворная материя – теплород. Выступая против теплорода, Ломоносов доказывает, что теплота получается в результате «внутреннего движения вещества».

«Очень хорошо известно,– пишет он в работе, опубликованной в первом томе научного журнала «Новые комментарии Петербургской Академии наук» в 1750 г., – что теплота возбуждается движением: от взаимного трения руки согреваются, дерево загорается пламенем; при ударе кремня об огниво появляются искры; железо накаливается докрасна от проковывания частыми и сильными ударами, а если их прекратить, то теплота уменьшается и произведенный огонь тухнет». Вскрывая причины этой теплоты в указанной работе, он доказывает, что «...движение может настолько уменьшиться, что наконец тело достигает состояния совершенного покоя – и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя степень холода, состоящая в полном покое частичек, в полном отсутствии вращательного движения их».
После подробного и весьма остроумного рассмотрения этого вопроса Ломоносов делает окончательный вывод, что причина теплоты есть «внутреннее вращательное движение, связанное с материей».



Группа № 3.

  • Познакомьтесь с основными положениями учения о свете и цвете, разработанного М.В. Ломоносовым.

  • Соответствуют ли они современным научным представлениям? Ответ обоснуйте.

  • Используя материалы учебников и Интернета, выясните, кто из ученых занимался разработкой этой проблемы, каким образом были развиты в XIX-XX вв. идеи М.В. Ломоносова?

  • В чем, на ваш взгляд, состоит значение научной деятельности М.В. Ломоносова?

Теоретические выводы по результатам своих исследований световых явлений Ломоносов обобщил в «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее». Подобно Декарту, он принимает теорию, согласно которой мировое пространство, где происходят световые явления, заполнено эфиром. Движение мельчайших частичек эфира и создают световые явления.

Далее он утверждал, что в эфире могут существовать независимо друг от друга тепловые и световые явления, которые создаются различными видами движения частичек. Тепло распространяется вращательным движением, а свет — колебательным. Стремясь материалистически объяснить природу света и цвета, русский ученый выдвинул гипотезу о наличии в эфире трех групп частичек, разных по своим размерам. Каждая группа частичек определяет один из основных цветов — красный, желтый и голубой. «Прочие цветы, — отмечал Ломоносов, — рождаются от смешения первых». Несмотря на то что сегодня взгляды Ломоносова на природу света и цвета кажутся наивными, они явились важным звеном в развитии учения о свете. Ученый впервые сделал попытку установить связь между тепловыми, химическими, световыми и электрическими процессами, происхо дящими в природе. Все эти процессы сводились им к разным формам движения мельчайших частичек материи в материальной среде — в эфире. Своими трудами «в области оптики, — как отмечал выдаю щийся советский физик С. И. Вавилов, — Эйлер и Ломоносов подготовили почву для развития теории световых волн».



Группа № 4.

  • Познакомьтесь с открытиями М.В. Ломоносова в области химических исследований, которые составили основы химии, как научной дисциплины.

  • Соответствуют ли они современным научным представлениям? Ответ обоснуйте.

  • Используя материалы учебников и Интернета, выясните, кто из ученых занимался разработкой этих проблем, каким образом были развиты в XIX-XX вв. идеи М.В. Ломоносова?

  • В чем, на ваш взгляд, состоит значение научной деятельности М.В. Ломоносова?

Ломоносов положил начало физической химии, цель которой он видел в изучении химических превращений физическими методами. Определяя задачи физической химии, он писал: «Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при помощи химических операций. Она может быть названа химической философией, но в совершенно другом смысле, чем та мистическая философия, где не только не дают объяснений, но даже самые операции производят тайным образом». Название этого раздела химии – «физическая химия» – следствие того, что «химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом, и сии две науки так созданы между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут».

Среди исследований М.В. Ломоносова большой интерес представляют его работы по растворам. Так, определяя процесс растворения, он пишет: «Растворение имеет место, когда жидкое тело действует на твердое – или тоже жидкое – так, что последовательно разрушает сцепление его частичек и связь их с другими, присоединяет их к себе и с разрушенным и присоединенным телом образует смешанное тело. Тело, производящее растворение, у химиков зовется растворителем». И далее: «Собственно растворение бывает, когда частички твердого (или жидкого) тела, погруженного в растворитель, отрываются последовательно от поверхности и распространяются в самом растворителе. Примеры имеем ежедневно, когда растворяем в воде соль или сахар». Ломоносов считал, что процесс растворения не сводится только к растворению одного вещества в другом, но растворимые вещества, вступающие в соединение с растворителями, образуют смешанное тело.



Группа № 5.

  • Познакомьтесь с выдвинутыми М.В. Ломоносовым положениями о сохранении материи и движения.

  • Соответствуют ли они современным научным представлениям? Ответ обоснуйте.

  • Используя материалы учебников и Интернета, выясните, кто из ученых занимался разработкой этих проблем, каким образом были развиты в XIX-XX вв. их работах идеи М.В. Ломоносова?

  • В чем, на ваш взгляд, состоит значение научной деятельности М.В. Ломоносова?

Ломоносов впервые в истории дал четкую формулировку закона сохранения материи и движения. В письме к Эйлеру в 1748 году он сформулировал основные положения этого закона: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Открытый Ломоносовым закон получил более полное обоснование в его работах: «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760). В 1756 году Ломоносов сделал классический опыт, в котором продемонстрировал, что в запаянном сосуде при нагревании происходит окисление свинцовых пластинок, но при этом общий вес сосуда не меняется.


  • Образовательное путешествие в Музей М.В. Ломоносова

  1. Исследуйте здание, в котором расположен музей. Выясните, каким образом использовались изначально помещения – башня, круглый зал, залы первого и второго этажей? Какие функции выполняла Кунсткамера в XVIII в. Как вы полагаете, в связи с чем музей великого ученого размещен именно здесь?

  2. Поднимитесь на 3-й этаж, где расположен музей Ломоносова. Рассмотрите обстановку зала. О чем напоминает массивный стол в центре? Какие заседания здесь могли проходить?

  3. Поразмышляйте, какое количество людей могло собираться на заседаниях Академии наук? Каким образом могли проходить эти заседания? Кто на них присутствовал? Обратите внимание учеников на зерцало в центре стола – символ государственности. О чем говорит появление этого предмета в зале заседаний Академии Наук.

  4. Познакомьтесь с экспозицией музея. О каких теоретических и научных изысканиях ученого, вам удалось узнать на экспозиции? В каких областях науки работал М.В. Ломоносов? Каких результатов он достиг в своей деятельности?

  5. Изучите обстановку кабинета М.В. Ломоносова. Предположите, каково предназначение научных приборов, которыми пользовался ученый? Что «рассказывает» обстановка кабинета о его хозяине?

  6. Рассмотрите проект химической лаборатории, созданной М.В. Ломоносовым в Петербурге. Где она располагалась? Какие изыскания проводились ученым в ее стенах? Какую роль эти исследования играли для дальнейшего развития российской науки?

  7. Продолжите знакомство с экспонатами музейной коллекции. Найдите экспонаты, подтверждающие, что М.В. Ломоносов был не только кабинетным ученым, но «зачинателем» многих химических производств. Что это за производства? Где они располагались? Существуют ли подобные заводы и фабрики сегодня?

  8. Подготовьте тезисы одного из выступлений М.В. Ломоносова, которое могло бы прозвучать в зале заседания Российской Академии наук.