Блок 1. Мир праздников
Блок 2. Мир для всех
Блок 3. Мир профессий
Блок 4. Мир города
Задания для групп 

Раздайте учащимся фрагменты текстов ( см. Материалы для распечатки). Тексты необходимо прочитать и прокомментировать один текст по следующим критериям:

- о каком событии идет речь в тексте;

- в каком жанре написан (газетная статья, художественное произведение, реклама, объявление, информация и пр.);

- какие выводы на основании этих текстов могут сделать наши потомки о нас;

- что общего и чем отличаются тексты.

Организуйте обсуждение. Обобщите ответы, подчеркнув, что все эти разнообразные тексты – документы, которые содержат информацию о жизни общества, людях, событиях, традициях, нормах морали, правилах поведения и пр. Все эти материалы являются письменными источниками, документами, хранителями исторической памяти.

2. Попросите назвать область научного знания, которая связана с поиском, хранением, изучением документом. Прокомментируйте ответы и отметьте, что история – одна из самых древних наук. Древние греки считала, что история не только наука, но и искусство, поэтому даже специально придумали музу – покровительницу истории. Выведите на экран изображение музы Клио и предложите рассмотреть и предложите рассмотреть скульптуру. Какие детали произведения «подсказывают». Чему покровительствует эта муза? Дополните ответы: Клио — муза истории в древнегреческой мифологии изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины — богини памяти. Свое получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос).

3. Продолжите обсуждение термина «история». Предложения рассмотреть картину Николаоса Гизиса «Аллегория истории». Поинтересуйтесь, о чем, по мнению учащихся, это произведение? Какую мысль стремился донести до зрителя автор? Чем занимается науки история? Зачем она нужна людям?

Организуйте обсуждения. Дополните ответы. Обратите внимание учащихся на то, что в Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле.

Особое внимание в ходе дискуссии сосредоточьте на высказываниях подростков о роли истории в жизни человека.

4. Сообщите кратко о том, что день историка отмечается 28 марта. Расскажите, что для петербуржцев этот праздник имеет особое значение, т.к. связан с историей главного учебного заведения – Санкт-Петербургского государственного университета. Традиционно, праздник всех историков отмечают в СПбГУ в первую неделю апреля. Как и многие профессиональные праздники, день историка обязан своим возникновением советскому периоду истории Университета. Именно с апреля 1934 года в бывшем здании Академии Наук на Менделеевской линии, д. 5 разместился воссозданный после серьезного перерыва Исторический факультет Университета. Именно это знаменательное событие и легло, по всей видимости, в основу современного Дня историка.

5. Предложите учащимся назвать ученых-историков, известных им. Уточните, что наиболее известными историками прошлого были Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и В. М. Соловьев. Обратитесь к листам Этнокалендаря с памятной датой – 170-летие со дня рождения В. О. Ключевского.

Выведите на экран памятник В. О. Ключевскому, установленному в 2008 г. на родине ученого в Пензе. Предложите рассмотреть скульптуру и назвать детали, «рассказывающие» о личности историка. Дополните высказывания учащихся материалами из биографии.