Проект «Петербург: век XXI»
Прага
Брюгге
Ватикан
Дубровник
Венеция
Лион, Франция
Санкт-Петербург
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Акварельный Петербург Константина Куземы
Фотозарисовки на Неве
Фотозарисовки на Неве
Фотозарисовки на Неве
Жилой комплекс «Монблан»
Вид на гостиницу "Ленинград"
Университетская набережная
Вид на Кунсткамеру
Набережная Европы
Проект «Набережная Европы»
Новая Голландия
Новая Голландия
Первоначальный проект Нормана
Проект второй сцены Мариинского театра
Дом культуры им. Первой пятилетки
Фрагмент Литовского рынка
Четырехэтажное здание школы
Смотрите так же
Видеоролик - Поликультурный Санкт-Петербург / События
Видеоролик - Поликультурный Санкт-Петербург / События
События / Международные памятные даты и праздники / Международный день охраны памятников и исторических мест
События / Международные памятные даты и праздники / Всемирный день архитектуры
Утраченные памятники:
Трехэтажное здание Дома культуры им. Первой пятилетки. Построено архитектором Митуричем в 1930 году. Перестроено архитекторами Митуричем, Фейнбергом и Горбачевым в 1955-1956 годах.
Стиль — сталинский классицизм. Снесено в 2005 году.
-
Фрагмент Литовского рынка. Двухэтажный лицевой флигель построен архитектором Кваренги в 1787-1789 годах.
Стиль — классицизм. Снесен в 2005 году..
-
Четырехэтажное здание школы. Данных о постройке не найдено.
Стиль — сталинский классицизм. Снесено в 2005 году.
-
Образовательное путешествие «Новый Петербург: за и против»
Маршрут № 1
Вам предстоит исследовать новые объекты деловой застройки Санкт-Петербурга, а именно район, появившийся на Выборгской стороне – бизнес-центр Петровский форт, расположенный неподалеку Монблан и другие офисные центры, возникшие неподалеку.
-
Рассмотрите эти здания, по возможности войдите и исследуйте устройство внутренних помещений, определите их планировку. Ответьте на следующие вопросы:
-
Как отражается назначение здания в его архитектуре?
-
Насколько органично сочетаются архитектура этого здания с окружающей застройкой? Можно ли говорить об этом сооружении как отдельном объекте или как об архитектурном комплексе?
-
Какие материалы и новые технологические решения использованы при постройке этого здания?
-
Как организовано внутреннее пространство здания? Насколько взаимосвязаны его внешний и внутренний облик?
-
Существует ли преемственность с предыдущими петербургскими постройками того же назначения? В чем она состоит?
-
Какие присущие петербургской архитектуре мотивы присутствуют в оформлении этих сооружений?
-
Удобно ли современному человеку в подобных зданиях?
-
Проведите исследование, каким образом вписываются здания нового делового центра в традиционную застройку невских набережных – сфотографируйте их с разных точек зрения. Насколько органично вписывается этот комплекс в окружающее городское пространство?
-
Приведите 3-4 аргумента в пользу строительства делового центра на Выборгской набережной и 3-4 аргумента противников этого строительства.
Маршрут № 2
Вам предстоит исследовать новые торгово-развлекательные центры Санкт-Петербурга, сосредоточенные в районе Сенной и Владимирской площадей – торгово-развлекательный комплекс «Сенная», Центр «Пик», «Владимирский Пассаж».
-
Рассмотрите эти здания, войдите и исследуйте устройство внутренних помещений, определите их планировку. Ответьте на следующие вопросы:
-
Как отражается назначение здания в его архитектуре?
-
Насколько органично сочетаются архитектура этого здания с окружающей застройкой? Можно ли говорить об этом сооружении как отдельном объекте или как об архитектурном комплексе? Какие здания и сооружения входят в его состав?
-
Какие материалы и новые технологические решения использованы при постройке этого здания?
-
Как организовано внутреннее пространство здания? Насколько взаимосвязаны его внешний и внутренний облик?
-
Существует ли преемственность с предыдущими петербургскими постройками того же назначения? В чем она состоит?
-
Какие присущие петербургской архитектуре мотивы присутствуют в оформлении этих сооружений?
-
Удобно ли современному человеку в подобных зданиях?
-
Проведите исследование, каким образом вписываются здания торгово-развлекательных комплексов в традиционную застройку Сенной площади – сфотографируйте их с разных точек зрения. Насколько органично это сооружение для окружающего городского пространства?
-
Приведите 3-4 аргумента в пользу строительства подобных комплексов на Сенной площади и 3-4 аргумента противников этого строительства.
Маршрут № 3
Вам предстоит исследовать новые жилые постройки, появившиеся в центре Петербурга в последние годы, например дом на Манежной площади, дом у Михайловского замка, дом в саду Екатерининского института, дом на улице Восстания, 6. Рассмотрите эти здания и ответьте на следующие вопросы:
-
Как отражается назначение здания в его архитектуре?
-
Какие материалы и новые технологические решения использованы при постройке этого здания?
-
Предположите, как организовано внутреннее пространство здания? Насколько взаимосвязаны его внешний и внутренний облик?
-
Существует ли преемственность с предыдущими петербургскими постройками того же назначения? В чем она состоит?
-
Какие присущие петербургской архитектуре мотивы присутствуют в оформлении этих сооружений?
-
Удобно ли современному человеку в подобных зданиях?
-
Проведите исследование, каким образом вписываются вновь построенные жилые здания в традиционную застройку Петербурга, – сфотографируйте их с разных точек зрения. Насколько органичны эти сооружения для окружающего городского пространства? За счет чего достигается определенное равновесие городской среды – подражания памятникам прошлого или творческим использованием возможностей современных материалов и технологий?
-
Приведите 3-4 аргумента в пользу строительства подобных жилых комплексов в центре города и 3-4 аргумента противников этого строительства.
Группа 1. Проект «Набережная Европы»
На месте современной набережной на Петроградской стороне между Тучковым и Биржевым мостами предполагается создать многофункциональный комплекс. Общая площадь земельного участка – около 10 га. Площадь застройки – 440 тыс. квадратных метров. Комплекс будет состоять из элитного жилья, гостиничного комплекса, торгово-офисного центра. Одним из ключевых элементов проекта станет первая в Петербурге пешеходная набережная, а также театр танцев Бориса Эйфмана. Проект финансирует ОАО «Банк ВТБ». Срок окончания реализации проекта – 2016 год. Общий объем инвестиций в проект составит около 2 млрд долларов.
Противники проекта утверждают, что новая доминанта (театр Эйфмана) будет соперничать с куполами Князь-Владимирского Собора и Пушкинским домом. Кроме того, защитники культурного наследия не согласны со сносом старинных кирпичных зданий – винных складов начала ХХ века.
Группа 2. Проект «Новая Голландия»
Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов территории города, созданный людьми. Вместе с тем, – это мало изведанный остров в северной столице, потому что более 150 лет доступ сюда был запрещен.
История Новой Голландии в Санкт-Петербурге
Первоначально, лес, из которого строились корабли, хранился на складах рядом с Алмиралтейством. Это место называлось Голландией. В 1719 году были вырыты 2 канала между Мойкой и Невой – Адмиралтейский и Крюков. Так образовался рукотворный остров треугольной формы, на который и перенесли склады. По идее Петра этот остров стали называть Новой Голландией.
В начале 1730-х годов здесь строятся деревянные склады, а затем – каменные, окружавшие остров по периметру. Автором проекта был Савва Чевакинский, мастер барокко. По его идее лес сушили стоймя, что позволяло экономить место и предохранять дерево от гниения. Проект отделки фасадов выполнил архитектор-классицист Жан Батист Валлен-Деламот.
Арка Новой Голландии
Самая известная часть ансамбля острова – гигантская кирпичная арка Новой Голландии, сооруженная над входом в канал. Автор постройки – Жан Батист Валлен-Деламот, по проекту которого арка соединила два корпуса, расположенных вдоль Мойки. Под аркой проходит канал, проложенный между Мойкой и бассейном-гаванью в центре острова. Постройка известна тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки – 23 метра, ширина пролета – немногим более 8 метров.
Другие постройки на острове
В XIX веке по проекту военного архитектора Александра Штауберта была построена Морская тюрьма, форма которой напоминала башню. Но в народе ее быстро окрестили бутылкой. Отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку». Рядом строится кузница. А в конце XIX века был устроен бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости судов.
В годы первой мировой войны здесь была оборудована самая мощная для того времени радиостанция морского штаба. В советское время остров был закрытой зоной. Здесь размещались военные части.
Новая Голландия в наши дни
Комплекс острова состоит из нескольких десятков объектов, в том числе 11 из них являются памятниками федерального значения. В 2004 году он передается под юрисдикцию города. В конце 2004 года на острове произошел пожар, нанесший серьезный урон многим сооружениям.
В феврале 2006 года был объявлен конкурс на проведение реконструкции комплекса. В ходе подготовки к нему были разрушены Крыловский бассейн, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев, радиостанция, откуда большевики объявили о своей победе. Протесты горожан и представителей Общества охраны памятников истории и культуры были безуспешны.
Победу в конкурсе на лучший инвестиционный проект одержала работа, выполненная при участии известного британского архитектора Норманна Фостера.
Согласно проекту, исторические здания комплекса будут использоваться под современные цели: в здании складов разместятся музей, гостиницы и офисы, а в здании Морской тюрьмы – камерный концертный зал, рассчитанный на четыреста мест. Кроме того, здесь появятся Дворец фестивалей на две тысячи мест, открытый амфитеатр на три тысячи мест. Для доступности острова будут построены восемь мостов.
Первоначальный проект Нормана Фостера
Группа 3. Проект «Вторая сцена Мариинского театра»
История со строительством нового здания Мариинки тянется с 2003 года, когда были подведены итоги международного конкурса. Его выиграл французский архитектор Доминик Перро, который предложил превратить театр в стеклянный многогранник, но власти города не приняли революционный проект и продлили сроки тендера. В конце концов, после долгих консультаций и учета мнений всех возможных специалистов, В. Гергиев и министр культуры Авдеев присудили победу проекту от Diamond & Schmitt.
Группа 4. Проект «Вторая сцена Мариинского театра»
История со строительством нового здания Мариинки тянется с 2003 года, когда были подведены итоги международного конкурса. Его выиграл французский архитектор Доминик Перро, который предложил превратить театр в стеклянный многогранник, но власти города не приняли революционный проект и продлили сроки тендера. В конце концов, после долгих консультаций и учета мнений всех возможных специалистов, В. Гергиев и министр культуры Авдеев присудили победу проекту от Diamond & Schmitt.
Строящаяся вторая сцена Мариинского театра будет связана стеклянным мостом через Крюков канал с «первой» Мариинкой и Консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова, благодаря чему в Петербурге появится новый культурный квартал, заявил автор проекта здания канадец Джек Даймонд. Этот квартал вокруг Театральной площади затем должен будет продвинуться дальше по улице Декабристов к Концертному залу театра, где планируется организовать пространство для петербургских художников, отметил глава Diamond and Schmitt Architects.
Один из директоров компании Гарри МакКлуски рассказал, что в Мариинке-2, как и в разработанном бюро здании Канадской оперы, натуральная акустика будет работать без искусственного усиления звука. Этому будет сопутствовать множество факторов: шесть выдвижных сцен, изогнутость пола, воздушные подушки под зрительным залом, перемещающаяся на разные уровни оркестровая яма и потолок особой конструкции, напоминающий космический корабль.