Блок 1. Мир праздников
Блок 2. Мир для всех
Блок 3. Мир профессий
Блок 4. Мир города
  Материалы для работы в группах

Группа 1.  Проект «Набережная Европы»

 

На месте современной набережной на Петроградской стороне между Тучковым и Биржевым мостами предполагается создать многофункциональный комплекс. Общая площадь земельного участка – около 10 га. Площадь застройки – 440 тыс. квадратных метров. Комплекс будет состоять из элитного жилья, гостиничного комплекса, торгово-офисного центра. Одним из ключевых элементов проекта станет первая в Петербурге пешеходная набережная, а также театр танцев Бориса Эйфмана. Проект финансирует ОАО «Банк ВТБ». Срок окончания реализации проекта – 2016 год. Общий объем инвестиций в проект составит около 2 млрд долларов.

Противники проекта утверждают, что новая доминанта (театр Эйфмана) будет соперничать с куполами Князь-Владимирского Собора и Пушкинским домом. Кроме того, защитники культурного наследия не согласны со сносом старинных кирпичных зданий – винных складов начала ХХ века.



Группа 2. Проект «Новая Голландия»

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов территории города, созданный людьми. Вместе с тем, – это мало изведанный остров в северной столице, потому что более 150 лет доступ сюда  был запрещен.

История Новой Голландии в Санкт-Петербурге

Первоначально, лес, из которого строились корабли, хранился на складах рядом с Алмиралтейством. Это место называлось Голландией. В 1719 году были вырыты 2 канала между Мойкой и Невой – Адмиралтейский и Крюков. Так образовался рукотворный остров треугольной формы, на который и перенесли склады. По идее Петра этот остров стали называть Новой Голландией.

В начале 1730-х годов здесь строятся деревянные склады, а затем – каменные, окружавшие остров по периметру. Автором проекта был Савва Чевакинский, мастер барокко. По его идее лес сушили стоймя, что позволяло экономить место и   предохранять дерево от гниения. Проект отделки фасадов выполнил архитектор-классицист Жан Батист Валлен-Деламот.

Арка Новой Голландии

Самая известная часть ансамбля острова – гигантская кирпичная арка Новой Голландии, сооруженная над входом в канал. Автор постройки – Жан Батист Валлен-Деламот, по проекту которого арка соединила два корпуса, расположенных вдоль Мойки. Под аркой проходит канал, проложенный между Мойкой и бассейном-гаванью в центре острова. Постройка известна тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки – 23 метра, ширина пролета – немногим более 8 метров.

Другие постройки на острове

В XIX веке по проекту военного архитектора Александра Штауберта была построена Морская тюрьма, форма которой напоминала башню. Но в народе ее быстро окрестили бутылкой. Отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку». Рядом строится кузница. А в конце XIX века был устроен бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости судов.

В годы первой мировой войны здесь была оборудована самая мощная для того времени радиостанция морского штаба. В советское время остров был закрытой зоной. Здесь размещались военные части.

Новая Голландия в наши дни

Комплекс острова состоит из нескольких десятков объектов, в том числе 11 из них являются памятниками федерального значения.  В 2004 году он передается под юрисдикцию города. В конце 2004 года на острове произошел пожар, нанесший серьезный урон многим сооружениям.

В феврале 2006 года был объявлен конкурс на проведение реконструкции комплекса. В ходе подготовки к нему были разрушены Крыловский бассейн, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев, радиостанция, откуда большевики объявили о своей победе. Протесты горожан и представителей Общества охраны памятников истории и культуры были безуспешны.

Победу в конкурсе на лучший инвестиционный проект одержала работа, выполненная при участии известного британского архитектора Норманна Фостера.

Согласно проекту, исторические здания комплекса будут использоваться под современные цели: в здании складов разместятся музей, гостиницы и офисы, а в здании Морской тюрьмы – камерный концертный зал, рассчитанный на четыреста мест. Кроме того, здесь появятся Дворец фестивалей на две тысячи мест, открытый амфитеатр на три тысячи мест. Для доступности острова будут построены восемь мостов.

  Первоначальный проект Нормана Фостера

Группа 3. Проект «Вторая сцена Мариинского театра»

История со строительством нового здания Мариинки тянется с 2003 года, когда были подведены итоги международного конкурса. Его выиграл французский архитектор Доминик Перро, который предложил превратить театр в стеклянный многогранник, но власти города не приняли революционный проект и продлили сроки тендера. В конце концов, после долгих консультаций и учета мнений всех возможных специалистов, В. Гергиев и министр культуры Авдеев присудили победу проекту от Diamond & Schmitt. 

 

Группа 4. Проект «Вторая сцена Мариинского театра»

История со строительством нового здания Мариинки тянется с 2003 года, когда были подведены итоги международного конкурса. Его выиграл французский архитектор Доминик Перро, который предложил превратить театр в стеклянный многогранник, но власти города не приняли революционный проект и продлили сроки тендера. В конце концов, после долгих консультаций и учета мнений всех возможных специалистов, В. Гергиев и министр культуры Авдеев присудили победу проекту от Diamond & Schmitt. 

Строящаяся вторая сцена Мариинского театра будет связана стеклянным мостом через Крюков канал с «первой» Мариинкой и Консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова, благодаря чему в Петербурге появится новый культурный квартал, заявил автор проекта здания канадец Джек Даймонд. Этот квартал вокруг Театральной площади затем должен будет продвинуться дальше по улице Декабристов к Концертному залу театра, где планируется организовать пространство для петербургских художников, отметил глава Diamond and Schmitt Architects.

Один из директоров компании Гарри МакКлуски рассказал, что в Мариинке-2, как и в разработанном бюро здании Канадской оперы, натуральная акустика будет работать без искусственного усиления звука. Этому будет сопутствовать множество факторов: шесть выдвижных сцен, изогнутость пола, воздушные подушки под зрительным залом, перемещающаяся на разные уровни оркестровая яма и потолок особой конструкции, напоминающий космический корабль.